ПРОСТО ЮРА
/ Глава из моей книги “ЗА КУЛИСАМИ И ЗА КАДРОМ”/
Лето… 1978 год… Летние первые месяцы для нас превращались в большой театральный праздник. Именно в эти месяцы,когда наш русский театр уезжал на гастроли,сцена предоставлялась гастролерам. На окошке кассы появлялось всеми забытая записка о том,что все билеты проданы,а здание театра осаждали театралы. Не пройти-не проехать. У тех счастливчиков,у кого на руках были билеты,блестели глаза в предвкушении встречи с Его величеством Театром,а безбилетники стояли с грустным выражением лица,но на их лице можно было заметить искорку надежды и веру в то, что неизвестно как,но они окажутся в зале. К счастью,у нас этой проблемы не было,и когда гастролеры выступали на сцене нашего русского театра,перед нами были открыты двери служебного входа. В те годы я уже пробовал раскрыть для себя тайны актерского мастерства, перейдя на третий курс художественно-теартального института,одновременно, с первого курса делая первые профессиональные шаги на сцене процветающего в те годы ереванского русского драматического театра имени К.С. Станиславского.Такое давалось не каждому студенту.
Итак,лето 1978 года… На сцене нашего русского театра гастролировал театр “Моссовета”,а это значит,что у нас появилась уникальная возможность приобщиться к искусству таких мастеров,как Ростислав Плятт,Фаина Раневская,Сергей Юрский,Георгий Тараторкин,Геннадий Бортников,Ирина Муравьева...
И вот мы на спектакле «Дом на песке”. В главных ролях Ирина Муравьева и Георгий Тараторкин,который согласно киноэнциклопедическому словарю,благодаря “характерным внешним данным,сочетанию самоуглубленности и душевной экспрессии” восемь лет назад прекрасно воплотил на экране образ Раскольникого. И если бы он после этого не сыграл бы ни одной роли,благодаря этому гениальному образу русской классики, Тараторкин навсегда вписал бы свое имя в историю мирового кино.
Что касается Ирины Муравьевой,то ее “звездный час” тогда еще был впереди,хотя она уже успела приобрести популярность,благодаря образу Сюзанны в телевизионном фильме “Чисто английское убийство”,однако в театре Моссовета 29-летняя актриса работала всего лишь год. Тогда еще никто и не подозревал какую славу ей принесут фильмы “Карнавал” и,конечно же, “Москва слезам не верит”, никто и не подозревал,что последний, станет одним из немногих советских фильмов,удостоенных “Оскара”.
Итак,Рустам Ибрагимбеков, “Дом на песке”. На сцене “звезды”,любовь,страсти,скандалы,постель…
После спектакля ,увлекшись овациями и заранее подготовленными громадными букетами,мы не заметили,как из зала изчез один из наших друзей-театалов, Армен Терян.Когда все разошлись мы решили дождаться его у служебного входа, и вдруг… о неожиданность… Выходит Армен и с ним не больше-не меньше сам Георгий Тараторкин.
- Познакомьтесь… Карен,Ася,Женя,Ашот,-представил он нас.
- Очень приятно. Георгий,или просто Юра-улыбнулся Тараторкин.
В его улыбке я заметил искренность. Это был простой,откровенный парень,безо всякой “звездной болезни”. На самом деле перед нами стоял “ просто Юра “ , а не заслуженный артист России,лауреат Государственной премии РСФСР,популярный артист театра и кино Георгий Георгиевич Тараторкин.
- Ребята,-обратился он к нам,-давайте подождем Ирочку и прогуляемся по вечернему Еревану до гостиницы.
Так и сделали…Мы шли по ярко освещенным улицам нашего города,вдохновленно рассказывали о каждой улочке,каждом доме,а прохожие с завистью смотрели нам в след.Юра скромно,почти шепотом расспрашивал нас обо всем,что встречалось на нашем пути,а Ирина непосредственно и громко шутила и заливалась смехом.
Забегая вперед хочу рассказать о нашей второй встрече с Ириной в Ереване,на Днях российского кино.Это было 18 лет спустя,в 1996 году,у нас,в Доме кино.Когда я попытался взять у нее интервью для нашего “3-го канала”, передо мной уже была “звезда” с характером и даже с небольшим гонором.Она,не встав с места,коротко и безразлично ответила на мои вопросы.Не помогли даже упоминания о гастролях 78-го года.
А вот летним вечером 78-го она была просто “сама непосредственность, смешная девченка”.
На следующий день знакомство с Арменией продолжилось на холме Эребуни,где их взорам пристали раскопки древнего города. Юра продолжал свои расспросы,интересовался всеми подробностями истории древнего царства Урарту,а Ира,встав на высокий камень распахнула руки,как бы в свободном полете,и крикнула в сторону современного Еревана.
- Э-ге-ге-гей!!! Я царица!!! Здесь мое царство!!!
Прогулки прогулками,но впереди очень ответственный спектакль. Федор Михайлович Достоевский “Преступление и наказание”, и естественно, в главной роли незаменимый Раскольников-Георгий Тараторкин. Хотя Раскольникова играл также Геннадий Бортников,однако,то ли киноверсия помогла,или еще что-то,но когда играл Тараторкин,зрители буквально ломились в театр,так же,как и ломились на Бортникова в спектакле “Глазами клоуна”. Юра оправдал надежды зрителя.Это был совершенно иной Раскольников,чем в фильме. Не буду брать на себя функции театрального критика и пытаться анализировать постановку,а лучше расскажу еще один эпизод,характеризующий Георгия Тараторкина.
В свободный от спектакля день мы решили всей компанией отправиться в духовную столицу Армении - город Эчмиадзин.В полуосвещенном кафедральном соборе было многолюдно.Волюебные звуки органа,старинные песнопения,запах свечей,перемешанный с ароматом ладана…Юра стоял перед ликом Христа и вглядывался в него пристальным взглядом.Был он верующим или нет,мы не знали,но я видел его полуосвещенное лицо и мне казалось,что он молится.И опять перед моим взором встал каяшийся Раскольников “прости меня Господи,что мне пришлось поднять топор на беспомощную старушку и нарушить одну из твоих заповедей – НЕ УБИЙ!!!”.
После посещения собора,проходя по центральной площади Эчмиадзина,к нам подошла группа местных школьников.На первый взгляд они учились в 7-ом - 8-ом классе.Они о чем-то шептались и с улыбкой смотрели в нашу сторону.Юра стоял спиной к ним и вначале ничего не заметил.Наконец они решились подойти.
- Здравствуйте,извините Вы Тараторкин?- спросили они с сильным армянским акцентом.Юра повернулся к ним и тут же побагровел.
- Да?..- застенчиво и вопросительно ответил он.
- Извините пожалуйста.Можно Ваш подпись,-улыбаясь попросили они на ломаном русском.
Юре было и приятно и неловко.
Ребята протянули ему свои блокнотики,бумажки,а один из них даже попросил подписаться в дневнике,в графе “Подпись родителей”. Юра что-то писал,а ребята завороженно смотрели то на него,то на свои бумажки.
- Я никогда бы не поверил,что далеко в Армении,в маленьком городе Эчмиадзине меня знают и ценят мое творчество.Спасибо вам ребята,что привезли меня сюда,-улыбаясь обратился он к нам.
Не могу не повториться… Нас поражала его скромность,скромность молодой “звезды”,безо всяких симптомов “звездной болезни”. У меня сохранились две фотографии.На одной мы все вместе в гримерке,а вторую мне подарил он сам. Надпись на ней гласит “ДОРОГОЙ КАРЕН! ОТ ДУШИ ЖЕЛАЮ ТЕБЕ СЛАДОСТНОЙ МУКИ ТВОРЧЕСТВА И УДАЧ. Г.Тараторкин 78г.”
Август 1987 года. Москва. С того дня прошло девять лет.За это время контакты между нами продолжались в форме писем,праздничных поздравительных открыток и телефонных бесед.
И вот в августе 1987 года на ВДНХ СССР проходят Дни культуры Армении.Концертные программы вел я и первая “хозяйка армянского голубого экрана” Нара Суреновна Шлепчян.В концертах участвовали все ведущие музыкальные коллективы и солисты Армении, а их было очень много.Тогда мы еще не знали,что через пол года начнется процесс развала СССР,который приведет за собой развал культуры,науки,экономики,спорта,литературы… Мы даже не подозревали,что этот развал практически начнется с Армении,что Армению,которую в те годы знали благодаря Араму Хачатуряну,Арно Бабаджаняну,Виктору Амбарцумяну,Мартиросу Саряну,Ованнесу Айвазовскому,Тиграну Петросяну,Гоар Гаспарян и многим другим,через пару лет во всем мире будут упоминать как “зона конфликта” либо “зона бедствия”.
Обо всем этом мы тогда и не думать не смели. В концертах на ВДНХ принимал участие также и государственный ансамбль старинной музыки “Тагаран”,где со дня основания играла моя супруга Лилит.Так что эта поездка для нас была также семейной. Не хотелось упускать возможности отдыха в Москве и после декады мы решили продлить наше пребывание в столице,отдохнуть, и конечно же, походить по теарам.Несмотря на август многие театры работали.В эти дни всю Москву потрясла трагическая весть о смерти Анатолия Папанова.Узнали мы об этом в день похорон,но попрощаться с любимым актером не успели.Через неделю достали билеты в театр Моссовета.Не помню какой был спектакль,только помню,что в главной роли был Юра. Это было 16 августа 1987 года.Сидя в зале,я почувствовал,что на сцене не то настроение.Все играли как-то нехотя. После спектакля,поджидая Юру у служебного входа,я обратил внимание,что и тут царило то же настроение.На лицах,выходящих из театра работников был непонятный отпечаток тревоги и боли. “Что-то не то,-подумал я,-не нравится мне эта тревожная атмосфера.” И вот в дверях служебного входа появился Юра.На нем просто не было лица.Мы подошли к нему,обнялись и я осторожно спросил.
- Юр,в чем дело? Что-то произошло?
- Кошмар!!! Андрюша Миронов скончался…
В воздухе повисла длинная пауза.Желая,чтоб сказанное было оговоркой я спросил.
- Ты не оговорился? Ты хотел сказать Папанов…
- Папанова неделю назад похоронили… А сегодня в Риге,в больнице Андрей… Два дня назад, 14-го,на сцене,не доиграв последнюю картину своего Фигаро,он потерял сознание,а сегодня… Ужас…
И вновь,спустя неделю,Москва погрузилась в траур,но об этом позже.
|